Чаще всего люди думают, что к логопеду нужно идти, если нарушен какой-либо звук. Конечно, это так. Но это только видимая проблема «айсберга», под названием речь.

  Наша речь многогранна и состоит из нескольких компонентов.

1. Это то, на что больше всего обращают внимание — это произношение звуков, внятность, четкость и хорошая дикция.

2. Темп речи, владение своим голосом, логические ударения, правильное дыхание.

3. Фонематические процессы, то есть то, как ребенок различает звуки речи. Правильно ли произносит слова сложной слоговой структуры, не переставляет ли слоги, запоминает ли простые чистоговорки. Фонематическое восприятие у нормально развивающего ребенка формируется уже к 2м годам, когда ребенок может различить простые слова «баба» и «папа». Если нарушены фонематические процессы, это очень тревожный симптом для дальнейшего обучения ребенка. В дальнейшем ему будет трудно овладеть процессами чтения и письма, у него возникнут сложности при обучении в школе.

4. Лексико-грамматический строй языка. Простыми предложениями в норме ребенок должен научиться к 2м годам. Фразы самые простые «Иди!», «Дай», «Бай-бай». Первыми в речи появляются существительные, потом глаголы, и позже всего прилагательные. Если к 4-5 года речь остается такой же примитивной, ребенок не использует в речи глаголы, прилагательные, пропускает предлоги, значит, что-то идет не так. В более позднем возрасте, у школьников аграмматизмы проявляются в неумении согласовать слова в предложении, в ошибках ударений и окончаний, неумением изменять слова.

5. Словарный запас ребенка. Если к 4-5 годам ребенок не может объединить слова и лексические группы, подобрать обобщающее слово, выделить лишний предмет, не может показать и назвать животных, предметы мебели и посуды, то его словарь отстает от нормы. Бывает, что у ребенка очень много слов, но они все в пределах обиходно-бытовой речи. Это тоже не слишком хорошо. Больше читайте книг, показывайте и рассказывайте ему о разных предметах.

6. Связная речь. Начиная с 4-5 лет ребенок должен уметь рассказать, что он видит на картинке, пересказать простой текст, составить рассказ по серии картинок.

Исходя из вышесказанного, получается, что логопед развивает речь комплексно и причины обращения могут быть самые разнообразные. В самом юном возрасте до 3х лет к логопеду советуют обратиться врачи-специалисты, если видят у ребенка нарушения мозговой деятельности, которые в дальнейшем могут привести к речевым проблемам. Начиная с 3х лет, родители сами замечают, что есть проблемы с речью. В этом возрасте не стоит паниковать, если малыш неправильно произносит звуки речи. Это физиологическая норма. Но если ребенок не говорит, у него не появляются первые слова, то вот тут надо бить тревогу и идти к специалистам.

В 4 года к логопеду обращаются, если у ребенка нарушены многие группы звуков, он не различает[т-к ], [г-д]. Если речь ребенка напоминает речь иностранца, и его не понимают даже близкие люди. Если ребенок не может составить даже простую фразу, запомнить стишок из двух строчек.

В 5 лет - это оптимальный возраст для исправления звукопроизношения. Даже если нарушен один звук, нужно начать его исправлять. В этом возрасте у ребенка уже должен быть сформирован достаточный объем словарного запаса. Он должен запоминать стихи и составлять связный рассказ.

В 6 лет нужно начинать подготовку к овладению грамотой. Ребенок этого возраста должен знать буквы и цифры. Надо научить его вычленять звуки из слов, звуковому анализу и синтезу. Особое внимание уделить профилактике нарушений чтения и письма.

В 7 лет продолжается работа над совершенствованием речи, особенно нужно уделять внимание развитию фонематических процессов и развитием лексико-грамматического строя речи.

К школьному логопеду обращаются тогда, когда ребенок не может самостоятельно овладеть процессами чтения и письма, долго не запоминает буквы, путает их по начертанию, пропускает буквы, пишет слитно слова в предложении.

Иногда к логопеду обращаются и взрослые люди. Мотивация этих людей разная — некоторые хотят «доучить» то, что недоучили по разным причинам в детском возрасте. Других, в наше жестокое время посылают начальники под угрозой увольнения. Третьи, сами решают, что им нужна чистая речь для личностного роста. В любом случае, эти люди, у меня как у специалиста вызывают глубокое уважение. Когда человек хочет меняться к лучшему, это всегда хорошо. Мотивация у взрослых высокая, они понимают, для чего им это нужно, и обычно работа над звукопроизношением идет успешно. Оговорюсь, если это просто нарушение звуков, а не более сложные заболевания, связанные с мозговыми дисфункциями.

Логопед - Ястребова Елена Евгеньевна